Новости

О детских конкурсах...


Неприятные размышления во время просмотра детских танцев

В каких только составах жюри мне не довелось побывать за свою жизнь, начиная от конкурсов журналистов, литераторов, стриптиза, театралов, кинематографистов, заканчивая тендерными комиссиями и конкурсами по закупкам. Но отдельное удовольствие вызывает работа в жюри танцевальных конкурсов и конкурсах детского творчества. Это неизбежный заряд положительных эмоций и вдохновения. Написав однажды книгу "Имидж творческого коллектива" (выдержала шесть переизданий) и создав 20 лет назад проект ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК я смею надеяться, что внёс хотя бы мизерную толику в развитие детской сценической культуры.

Многие дети, которых я оценивал как участников 10, 20 лет назад сегодня имеют свои коллективы и оценивать их приходится уже как руководителей и балетмейстеров. Уже они приглашают меня с семинарами, с лекциями, консультантом, строят свою работу на основе моих рекомендаций.

Увы, финансовая подоплека испортила многих организаторов конкурсов и фестивалей. Торговля местами, чрезмерная лояльность к оценкам в страхе, что участники (клиенты) больше не приедут. "Понимаете, мы не присуждаем диплом участников, только Дипломанты и Лауреаты". "У нас такая концепция, что диплом с местом должен получить каждый коллектив". Или, чего хуже, выписанные постафактум, даже без согласования с жюри, дипломы Лауреатов и Гран-При. Есть организаторы, которые просят (на всякий случай) членов жюри подписать чистые бланки дипломов, а потом вписывают в них подкорректированный итоги. Появились фестивальные движения, которые не зависимо от выставленных членами жюри оценок автоматически присуждают первые места коллективу, если он в номинации один. То есть если даже ВСЕ члены жюри поставили вам двойки и тройки, только за то, что в вашей номинации или возрастной категории никого нет, вы автоматически уезжаете Лауреатом 1 степени. А ещё появились конкурсы, в котором жюри может присудить 5, 6, 7... неограниченное число... Гран-При. 

Конечно, "деньги не пахнут" ещё со времён Юлия Цезаря. Каждый организатор сам определяет степень своей "гибкости". Но каждый раз, когда видишь блеющих организаторов конкурсов, прикрывающихся благими намерениями и раздающих всем сестрам по серьгам, хочется залезть в их мозговые центры и вложить туда одну простую мысль - такое вот заигрывание с публикой, вся эта коммерциализация и нивелирование высоких мест, все эти шаги навстречу клиентам и родителям, всё это малодушие бьёт, в конечном счёте, по детям. Все эти пачки легко получаемых Лауреатов и Гран-При, в конечном счёте, приводит к развитию дурновкусия у детей. (Не их ли нервной системой перекрываются многие устроители, оправдывая свою лояльность?) У детей развивается ошибочная иллюзия того, что же является качественным исполнением. Получая липовый диплом на второсортных фестивалях ребенок начинает верить, что это и есть та высокая планка, к которой он стремился и уже пришел. Получая мнимое Лауреатство педагоги таких коллективов тешат себя иллюзией, что достигли немыслимых высот.

Я давно говорил, что слабые всегда будут тянуться к сильным, сильные к слабым – редко. Сегодня многие конкурсы просто дискридитируют себя, становятся некими сектанскими междусобойчиками, где девальвация дипломов происходит поистине масштабными размерами. Появились многочисленные премии и Гранты имени одной группы людей, раздаваемые другой группе людей (как правило, одни и те же одним и тем же). Есть коллективы, которые выбирают конкурсы не по качеству соперников, а по дружбе с членами жюри и организаторами, гарантируя себе, тем самым, место на Олимпе. Олимпе, как правило, фиктивном и дутом. И фиктивность эта и дутость переносится, как ржавчина, на руководителей и, в конечном итоге, на детей таких коллективов. Фиктивные лауреаты с дутым самомнением. Организаторы путают берега и приглашая титулованное жюри, сидят над их душами, манипулируя итоговыми оценками посредством упрашиваний, жалости или нелепыми концепциями. (Кстати, это один из ответов на вопрос, почему я стал реже появляться в жюри конкурсов).

Задача организатора – организовать все элементы конкурса в пространстве и времени. Задача членов жюри – влить энергию своего профессионализма в участников, помогая им расти над имеющемся уровнем. Оценка и присвоенное место – это один из способов воздействовать на развитие участников. Радует, что есть фестивальные движения и оргкомитеты, где жюри делает свою работу, оргкомитет – свою. И "Рустика" (что приятно отметить) все же одна из, а не единственная такая организация... Каждый раз, когда я получаю просьбы порекомендовать конкурс, я рекомендую конкурс из списка тех, где не бывает стыдно за итоги. 

Дорогие организаторы конкурсов, особенно, детских. Хочется пожелать, чтобы неуемная жажда денег и фиктивная толерантность не позволяла вам опускаться до уровня малодушной заносчивости. Хочется, чтобы лицемерие и коньюнктура – качества взрослых людей как можно дольше не переносились в детский мир, разрушая в детях базовые ценности. Пусть участники на ваших фестивалях не паразитируют, пополняя коллекции дешёвыми (по своей сути) дипломами, а растут и развиваются. Постарайтесь строит работу вас и вашего жюри как и подобает уважающим себя людям. Людям, понимающим что значит суть выражения "уважение к самому себе"...

Ну и отдельное спасибо за лайки и перепосты этого материала. 

Блог
Made on
Tilda