Письменное творчество

25 лет нон-стопом

– Скажите, как вы пришли в современный танец?

– В современный танец я пришла поздно, потому что все свое детство занималась больше народными танцами… Тогда только-только появлялся современный танец. Это было жуткое время: если звучала какая-то иностранная музыка и при этом не было перевода текста, то на сцену вообще не пускали. Но у нас была руководительница, которая, в общем-то, достаточно смело себя в этом проявляла – Вера Всеволодовна Свиридова – и мы все-таки танцевали. Два-три танца у нас было. В том числе были танцы, поставленные на «Спэйс», на Меркури…

– Сейчас это называется современной эстрадой?

– Если говорить о модерне, о джаз-модерне, то собственно я им занимаюсь непосредственно, но очень мало сама, потому как больше работаю с детьми младшего возраста, начиная с трех лет и старше. Увы, но в моем теле современная хореография отложилась не так эффективно, как в телах моих молодых коллег и учениц.

– Скажите, не проще ли было бы заниматься теми же «Васильками», «Ромашками», чем настаивать на насаждении модерна в детское тело? Не проще ли их заставлять водить хороводы? Почему вы выбрали не самый простой путь?

– Во-первых, сейчас это уже не интересно. Столько новых направлений. Занимаясь одними хороводами мы бы сузили кругозор и свой и своего коллектива. Если всем этим сегодня не интересоваться, лучше вообще не заниматься хореографией. Есть понятие «классический танец», есть понятие «народный танец». И либо они должны быть в чистом виде, либо надо все-таки интересоваться всем, чем можно. Не случайно у нас в коллективе сейчас складывается очень много направлений, которые, скорее всего, являются синтезом. Может это не очень профессионально, если смотреть на технику, но именно на стыке разных техник и направлений и рождается то, что нам интересно и то, что привлекает зрителей. Самые удачные номера появились не на базе какой-то одной техники, а именно навеянные разными стилями, такой определенный микс. Может показаться, что речь идет об эклектике, но эклектику я моментально вижу и терпеть ее не могу, поэтому речь идет именно о синтезе, который впитывая все, рождает нечто новое, неповторимое. Когда это гармонично сочетается, или когда это дает жизнь каким-то новым движениям, которые рождаются в головах наших балетмейстеров – это всегда интереснее.

– Сколько у вас балетмейстеров?

– У нас три балетмейстера. Наталья Гущина, Алена Макарова, Наталья Огаркова.

– Работаете ли вы с приглашенными со стороны балетмейстерами?

– Очень мало. Практически никогда. У нас был один номер (за двадцать пять лет истории) приглашенного балетмейстера, и он достаточно долго держался в репертуаре, но все остальные номера – наши.

– Двадцать пять лет истории нон-стопом?

– Да, нон-стопом.

– Занимая должность начальника управления образования вы, должно быть, больше администратор, чем, наверное, творец – как вам удается балансировать, поддерживая и то и другое?

– Художественный руководитель – самое точное название, потому что есть определенные, принципиальные моменты в жизнедеятельности коллектива, в его традициях, в его стандартах, каких-то планках, которые мне очень хочется удержать, несмотря на то, что приходят новые педагоги, наши ученицы вырастают и становятся педагогами. Это помогает нам сохранить свою нишу, свое лицо и мечту. Чтобы мы действительно могли развиваться, причем развиваться именно за счет своих ресурсов, чтобы наши педагоги, обучаясь, могли что-то новое приносить, чтоб у них всегда было желание что-то новое осваивать, и чтобы наши дети, которые вырастают, приходили к нам работать. Собственно эта мечта сейчас сбывается. В этом году еще трое наших учениц стали педагогами, которые и ведут хобби-классы, и работают с маленькими детьми. И я уверена, что они будут ставить – это самое главное. И еще о чем можно мечтать? Только чтобы вот это все не останавливалось. Побольше фанатизма. Хочется побольше фанатизма во всех людях, которые приходят сюда работать.

– А если посмотреть с высоты вашей нынешней должности на коллективы? Скажите, на сколько сейчас Ивановские коллективы владеют информацией о современном танцевальном мире? Вот вы проводите свою консерваторию, вы привлекаете педагогов. Есть ли еще какие-то источники получения Ивановскими руководителями новых знаний?

– Пять лет назад, когда я пришла на эту должность, я помню мою первую речь на городском педсовете. Это первый шаг, можно сказать, в новой должности. Я призналась всем – я очень люблю дополнительное образование. Будучи до этого директором школы, я призналась, что буду поддерживать дополнительное образование, буду стараться вкладывать туда и организационные средства, и какие-то усилия. Потому что я знаю, как это необходимо. Первое, что мы сделали – мы приняли целевую программу по развитию муниципальных систем образования, куда вложили гранты для педагогов, работающих с одаренными детьми, пусть они не очень большие, но это была реальная материальная поддержка педагогам, которые даже никогда в жизни премии не получали. Второе, что мы сделали – мы заложили в программу поддержку фестивальных движений. То есть у детей, которые выезжают на фестивали, теперь есть возможность не только получить информацию, но и материальную поддержку (оплату билетов или взносов). Раньше этого никогда не было...
Потом мы стали проводить конкурсы, где не просто выдавались дипломы, а денежные вознаграждения. Мы материально стимулировать коллективы и создавать поле для самовыражения, то есть развивать здоровую конкуренцию, потому что, я считаю, это необходимое условие для творческого развития любого педагога. Говорят что в Иваново много хороших коллективов, и я считаю, что мы каким-то образом все-таки способствуем тому, чтобы они у нас не распались.

– Идея "Танцевальной консерватории” тоже для развития общего уровня?

– Да. Для развития общего уровня. Очень хочется, чтобы все-таки педагоги понимали, что учиться обязательно надо. И во время конкурсов, когда мы ездим, бывают мастер-классы, но чаще всего это, конечно, разовое какое-то занятие, которое быстро из памяти уходит. Хотелось бы, что проводилось что-то такое системное, и так как педагоги не имеют возможности ездить – чтобы приезжали педагоги к нам. Достаточно смелая была идея. Пока она финансово не окупается, потому что мы держим лояльные цены. "Танцевальная консерватория” – это реальная возможность повысить квалификацию для местных педагогов, не выезжая из города. У меня даже есть мечта оформить лицензию на то, что мы имеем право выдавать не просто сертификат о курсах, а документ о повышении квалификации. Это будет еще более привлекательно, и еще более значимо для процедуры аттестации работников.

– В принципе, у вас комплексная структура получается. А обучение у вас платное или бесплатное?

– У нас автономное учреждение. Это первое автономное учреждение доп-образования в городе. Мы, в общем-то, абсолютно первопроходцы в этой сфере – все с нуля. И самая главная наша задача, чтоб мы были не просто самоокупаемые, а чтобы мы получали прибыль, но эта прибыль по нашему уставу должна быть направлена на решение нашей основной задачи – образовательной. Поэтому мы имеем муниципальное задание на 350 детей. То есть 350 детей мы должны принять, так сказать, в рамках муниципального задания. Деньги на это выделяет муниципалитет. Зарплата педагогов, коммунальные услуги – мы получаем эти средства. Дополнительно к этим детям мы имеем право предоставлять платные образовательные услуги, то есть это уже группа, в основном, дети до шестилетнего возраста, которые занимаются на хозрасчетной основе. Это тоже решает задачу повышения зарплат педагогов. За счет этих групп у нас реально самая высокая зарплата среди учреждений дополнительного образования.

– Вы видели на dancerussia фоторепортаж о своем центре?

– Видела – отличная реклама. Нам это было нужно. Попытка заработать на сувенирной продукции, на всевозможных акциях, привлечение внимание к себе – это тоже возможности для дополнительных заработков.

– Из новых идей?

– Я, например, разрабатываю сейчас программу по танцевальной терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и синдромом Дауна.
.
– Расскажите, пожалуйста, про вашу потрясающую идею конкурса детских балетмейстерских работ.

– Мы знаем, что наши дети очень любят сочинять номера. То, что они делают – очень интересно и порой грамотно. Мы решили и провели конкурс балетмейстерских работ "Идея”, где оценивались номера, поставленные самими детьми.

– Творческий джем, мастер-классы, сольные концерты, участие в фестивалях, разумеется, хобби-класс. Скажите, в итоге главная миссия, главная цель какая?

– С одной стороны, мы выполняем муниципальное задание, отвлекаем детей от улицы. И приходят дети, которые не пришли вовремя танцевать, но они очень этого хотят. Им десять, двенадцать, четырнадцать лет и они просто хотят двигаться. Мы даем им определенную нишу, где они могут тоже себя выразить. Сегодня так мало вообще культуры в жизни. Мне кажется, человек, который здесь приобретает культуру движения, сталкивается с хорошей музыкой, сталкивается с людьми, которые преданы какому-то одному делу, с целеустремленностью, с ответственностью – не может потом выйти в жизнь и быть человеком, так сказать, несоответствующим идеалам.
Я считаю, что танцевальная культура – это база человеческой культуры в какой-то степени. То, что мы можем им всем дать – мы должны дать. И чем больше мы этой культуры будем нести….

Публицистика
Made on
Tilda