Главная » Статьи » Имидж творческого коллектива

Я - родитель - руководитель

ВНИМАНИЕ! Данная глава, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к имиджу. Она – о психологии взаимоотношений в коллективе. Но это лишь на первый взгляд. Работая над имиджем серьезно, погружаясь в эту тему, вы рано или поздно придете к мысли, что имидж, как бы это помягче выразиться, некое выдавание желаемого за действительное. Игра на публику. И, как любая игра, немного лжива, неправдива, искусственна. Чтобы снять эту двойственность с вашего коллектива, чтобы остаться (простите за высокопарность) чуть честнее по отношению к себе и к людям, стоит вместе с темой имиджа развивать тему психологии взаимоотношений. В конце концов, работая над имиджем, вы придете к выводу, что культура взаимоотношений в вашем коллективе – это тоже часть имиджа. Часть существенная. Игнорировать ее нельзя, хотя и открывается она лишь тогда, когда потребитель вашего имиджа (назовем так окружающих вас людей) приближается к вашему коллективу все ближе и ближе. Вот несколько наблюдений, которые я позволю себе сделать в данной книге, ничуть не претендуя прослыть глубоким психологом, напротив, честно признаюсь, что помогли мне сделать эти советы всего лишь моя врожденная наблюдательность и… жалобы участников коллектива – родителей, детей.

Не надо смотреть на детей как на способ наживы.

Вкратце я уже обозначил эту проблему в начале книги. Позволю себе несколько ее развить, поскольку считаю себя обязанным уберечь тем самым и руководителей и, что важнее, детей, от глубокой пропасти отчуждения, лицемерия и ханжества. И прежде, чем усвоить этот совет, думаю, каждый второй (а может быть, и больше) читатель моей книги может отложить на время ее чтение, посидеть пару минут и, подумав, признаться, что дети, все-таки, способ его наживы. Вы работаете в бесплатном кружке? Вы не берете с участников коллектива деньги? Вы отдаете детям больше, чем получаете взамен? Мое утверждение — не к вам? Очень жаль. Я думал, мы нашли общий язык. Если вы не в состоянии признаться в том, что ребенок все-таки является способом вашей наживы, у нас с вами ничего не получится. Пролистните следующие страницы, не стоит тратить свое время. С теми же, кто в этом признался… или признавался давно… с теми же, кто понимает, что речь идет не только о материальной наживе (хотя о ней тоже), что речь идет о тех дивидендах, которые дает вам звание педагога, руководителя, пастыря, наставника… с этими людьми продолжим.

Вы готовы завязывать шнурки и мыть ноги своим ученикам? В переносном, а, самое сложное, и в буквальном смысле. Вы готовы за все годы своей преподавательской деятельности ни разу не сказать себе, что дети вам платят мало? Готовы ли вы после каждого занятия с детьми, переодеваясь в своей комнате, подтвердить, что отдали сегодня все, что у вас было? Часто ли вы ловите себя на мысли, что занимаетесь пустой работой, что из имеющихся у вас детей ничего путного не получится, но вы привыкли этим заниматься, но это ваш хлеб и вряд ли стоит менять положение дел? Можете ли вы сказать, что никогда ни одной копейки не потратили на себя из денег коллектива? Ни разу не экономили на материале коллектива, чтобы сшить себе платье? Ни разу не использовали талант коллектива и его номера для того, чтобы продвинуть свой вес в обществе? А шефские концерты, когда танцевальные номера, исполненные в нужный момент в нужном месте, позволяли вам укрепить связи с потенциальными спонсорами или членами правительства, пусть даже на общее благо? А тот кредит доверия, который оказывают дети, прощая вам ваши крики и ваши оры? Не является ли это платой с их стороны за вашу возможность развивать свои (прежде всего свои, чьи же еще) творческие амбиции?

В общем, вам придется признать, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше, что ребенок – это ваш клиент. Как любой клиент, он всегда прав. Он вас кормит (финансово) и питает (эмоционально)… уже слышу, как звучит с заднего ряда — «всю кровь выпили»… Как любой исполнитель клиентского заказа, будьте добры относиться к нему с уважением, достойным вниманием и честно отрабатывать то, что он вам платит. И не дай Бог вам однажды сказать, что вы в него душу вкладываете за те копейки, что платят. Не обольщайтесь, полагая, что получаете меньше, чем заслуживаете. В теории экономики есть такое очень правильное понятие, что истинная стоимость специалиста не та, которую он мог бы назвать, а та, которую ему платят в данный момент. В конце концов, ваш талант менеджера и продюсера собственного таланта таков, что вы не в состоянии себя продать дороже. Не будет же жвачка жаловаться на то, что ее покупают дешевле, чем французский парфюм. Так ее продают, а клиент всего лишь платит. Ксати, вы случайно не жвачка?

Ребенок, кстати, не просто ваш клиент. Он еще и клиент, который не сознает, как и большинство неграмотных в творчестве родителей, какова истинная ценность вашего умения. Зачастую ребенка привели в вашу школу танцев или цирковой кружок не потому, что вы – непревзойденный гений, а потому, что вы ближе к дому, в котором живет бабушка. Или это находится рядом с работой мамы.

Кстати, о бабушках...

Многие дети танцуют комплексы своих руководителей. Станиславский передавал привет. «Не верю!» Не верю, когда десятилетняя девочка танцует «Кармен», а преподавательница требует от ее неразвившейся груди больше страсти. Не верю, когда танец Эсмеральды исполняет девочка, которая за кулисами признается мне, что целовалась два раза… (в щечку ее мальчик целовал). Не верю, когда смотрю номера солисток, в которых они танцуют тему одиночества. За пять лет, которые я собираю материал для этой книги, я не смог найти ни одного номера, где бы тему одиночества девушки исполнили, не раздвигая ноги в воздухе. Не верю сам себе, что не смог найти ни одного номера, в котором эта тема решалась бы иначе. Не верю, когда десяти-двенадцатилетние девочки используют в своих танцах движения и прогибы, которые мы накануне вечером с друзьями вожделели в ночном клубе, глядя на выступления стриптизерш с этими же прогибами и движениями. Не верю, что руководители этих девочек настолько слепы и глупы, что не ведают, что творят. Не верю, что мои дети когда-нибудь будут танцевать такое.

Не стройте из себя Иисуса Христа. Не полагайте себя истиной в последней инстанции. Почему вы решили, что ребенок должен жизнь свою положить на службу Богине Хореографии? Только потому, что у него неплохо выходит батман? Может быть, даже очень хорошо у него выходит батман на уровне всех остальных «бездарей» коллектива, но и это не повод считать, что хореография – смысл его жизни. И уж не обманывайте себя, переживая и упиваясь валерьянкой, будучи не в силах пережить ту боль утраты, которую вы чувствуете, когда ребенок решает прекратить занятия в вашей студии и поступить в университет на юридический факультет или, чего хуже, просто выйти замуж или перейти в секцию настольного тенниса. Может быть, дело вовсе не в его таланте, а в вашей ущемленной гордыне? Ведь вы возложили на него столько надежд, а он, неблагодарный…  да  как он смел?

Как он смел!

Прощаясь, прощайте. У вас есть те, кто долгие годы занимался в вашем коллективе, выступал в нем, делил с коллективом все радости и печали, но момент расставания с этим человеком получился, как бы выразиться правильнее, не очень красивым? Вы на него обиделись. Он на вас обиделся. Поругались. Недоговорили. Припомнили обиды. Есть такие люди? И не один, а несколько? Так что же вы сидите? Немедленно вспоминайте их номера телефонов и звоните. Звоните и благодарите за те годы, которые были до этого расставания. Благодарите за ту энергию, которую он отдавал все эти годы коллективу. И обязательно поблагодарите за то, что нашел смелость и ушел. Это ваш последний шанс стать для него настоящим учителем, которого он будет вспоминать, а не поминать всуе сквозь зубы. Благодарите его за то, что ушел, и радуйтесь вместе с ним выбору, который он сделал, потому что он стал в тот момент выше, стал немножечко хозяином своей судьбы. И обязательно пригласите его на ближайшее выступление вашего коллектива. И пусть он придет, и пусть посмотрит, что он не напрасно вкладывал в него энергию и что у него тоже есть пусть маленькая, но смена. Позвоните ему и простите его уход, сделав тем самым себя выше в его глазах.

Учитель нуждается в ученике так же, как ученик нуждается в учителе. На эту тему за века написано столько, что добавить мне особенно нечего. Просто хочется, чтобы вы помнили это, даже если пока вам не понятен смысл этого очень известного и распространенного высказывания.

Никто никому ничем не обязан. Ну, и здесь комментарии излишни. Если вы считаете, что ребенок или его родители вам чем-то обязаны, то и они могут подумать, что руководитель обязан чем-то им.

Родители не дойные коровы. На тему, как вы зарабатываете деньги, я провел не десяток даже, а сотни опросов. Как ваш коллектив зарабатывает деньги? Каковы источники его дохода? На чем вы зарабатываете? Результат опросов убийственен, как поцелуй коровьем копытом. У восьми коллективов из 10, а следовательно, у восьмидесяти из сотни и восьмисот из тысячи в качестве источника финансового дохода значится один способ – деньги родителей. И что вы мне на это скажете? Родители - не дойные коровы. Если сами не умеете зарабатывать, мир не виноват.

Давайте ученикам отдохнуть от себя. В принципе этим все сказано. Соблюдайте меру, насыщая собой жизнь учеников. Давайте ребенку передохнуть от ваших нотаций. Следите за его жестами во время ваших разговоров «по душам». Очень часто можно заметить, что на пятой, десятой, двадцатой, сороковой минуте вашего монолога ребенок хоть и стоит с вами, но его с вами нет. Вливайте столько, сколько вмещает его сосуд, не разливайте попусту. Он уже полчаса, как «ушел», хоть и стоит рядом с вами. Обожаю наблюдение одного чешского психолога! «Знаешь, о чем подумал ребенок, когда ты спросил его, почему он такой грустный? Он подумал: «Да отстань ты от меня…»

Не берите на себя лишнего. Определите свое место по отношению к занимающемуся у вас ученику. Не стоит в первый же вечер занятий набиваться к нему в друзья. Возможно, он (в большей степени) или его родители (в меньшей) хотят видеть вас исключительно преподавателем. Зачастую посредственные хореографы и педагоги компенсируют отсутствие профессионализма активностью по проникновению во все сферы деятельности и жизнетворчества своего ученика: они готовы названивать ему домой по поводу и без, вмешиваться в личную жизнь, посещать его дом, «набиваться в друзья», наставлять «бедную» овцу на путь истинный. Решите, кто вы – друг, хореограф, апостол Михаил, открывающий двери в новый мир, или страждущий славы неудачник? Возможно, вы тот уникальный учитель, который встречается один раз на пути человека, но не слишком ли вы много на себя взяли. Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Дорога в ад ребенка, добавил бы я с вашего позволения.

Прошу прощения, если тон данной главы, отличный от тона других глав своей напористостью, вызвал у кого-то обиду. В споре – кто прав: ребенок или взрослый – я всегда занимаю сторону ребенка. Не потому, что он маленький. Не потому, что я - большой. Просто тот кредит доверия, который оказывает ребенок взрослому, безграничен. Покажите мне хоть одного взрослого, который может простить другому взрослому хотя бы часть того, что прощает ребенок своим воспитателям, учителям, родителям, наставникам. Скажите малышу – прыгни с восьмого этажа, я тебя прошу, и он прыгнет. А что вы можете сделать для него?

А что касается обид, если они у кого-то возникли, то давайте я вас пожалею. Вам надоело растить детей, а потом отправлять их в университеты, оставаясь на пустом месте? Вам надоело учить их, а после десятого класса видеть, как они полнеют и жиреют? Вам надоело биться с родителями и объяснять им значимость финансовых вложений в ваш коллектив? Вам надоело бегать по спонсорам с протянутой рукой и заискивающе разговаривать с чиновниками? Вам надоело искать срочные замены из-за неожиданных ангин и еще более неожиданных любовей солистов? Вы не знаете, где брать музыкальный материал и новые идеи? Вам надоел придурок-директор и дочка «нужных родителей», которую вы уже пятый год ставите в первую линию, несмотря на ее бездарность? Вы не можете найти деньги, силы и талантливых ребят? Вы устали уже десять лет назад и потому — еще каких-то десять лет, и вы обязательно все это бросите? Вы устали от непонимания ваших целей и непризнанности вашего гения? Вам повезло. Сейчас я вас буду жалеть. Вот только платочек где-то завалялся. Сейчас найду и сразу начну вас жалеть… Поделиться:
Категория: Имидж творческого коллектива | Добавил: Автор (26.05.2011)
Просмотров: 1899 | Комментарии: 1 | Теги: творческий коллектив, PR, имидж, психология | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1  
Сергей, добрый вечер!
Огромное спасибо за интересную лекцию, И ЗА КНИГУ, которую Вы мне вчера подарили. Читала ее в поезде по дороге домой, какие-то разделы просто должны стать настольной книгой для руководителей коллективов! Уже второй день перевариваю полученную информацию :-)))
До встечи!
С уважением,
Татьяна Давыдова
Руководитель ТК "ОВАЦИЯ", г.Минск

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Выберите раздел
Проза [15]
Повести, рассказы, новеллы, эссе
Поэзия [138]
Стихи, или что-то на них похожее...
Журналистика [10]
Интервью. Репортажи. Очерки.
Имидж творческого коллектива [7]
Некоторые главы одной из самых полулярных моих книг
Кофе "Капуччино" [3]
Странная повесть о любви. Избранные главы
Новые фото
Рекомендую
Интернет-магазин



Корзина
Ваша корзина пуста
мои книги
ВКонтакте
Интересуюсь знать
Как жизнь?
Всего ответов: 8
ТАНЦОРАМ!!!
Статистика
Отзывы: 81
Фото: 72
Афоризмы: 38
Тексты: 175
Публикации: 173
Товаров в интернет-магазине: 24
Гостевая: 1675


Яндекс цитирования